Мин-ва внутренних дел, центральное гос. учреждение для надзора и контроля за неправосл. христ. конфессиями и др. религиями в Российской империи, называвшееся так с 2 февр. 1832 по 5 авг. 1917 г. Неоднократно менял наименование и подчиненность: 25 июля 1810 - 24 окт. 1817 г.- Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий, самостоятельное правительственное ведомство; 24 окт. 1817 - 15 мая 1824 г.- Департамент духовных дел Мин-ва духовных дел и народного просвещения; 15 мая 1824 - 2 февр. 1832 г.- Главное управление духовных дел иностранных исповеданий, самостоятельное ведомство; 6 авг. 1880 - 16 марта 1881 г.- самостоятельное ведомство.
Гос. учреждения, контролировавшие деятельность неправосл. исповеданий, начали появляться в России с XVIII в., когда в связи с присоединением новых территорий существенно увеличилось количество подданных, не принадлежавших к правосл. Церкви. Делами лютеран и католиков занималась Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел, в 1801 г. была учреждена Римско-католич. духовная коллегия (к-рой подчинялись в т. ч. униаты), дела мусульман находились в ведомстве Мин-ва внутренних дел. По замыслу М. М. Сперанского в ходе министерской реформы нач. XIX в. одним из центральных ведомств Российской империи должен был стать «особенный департамент духовных дел», учреждаемый для «охраны обрядов» религий гос-ва. Данный проект во многом отталкивался от примера наполеоновской Франции, где в 1801 г. было образовано Центральное управление духовных дел, преобразованное в 1804 г. в Мин-во исповеданий. Согласно манифесту имп. Александра I от 25 июля 1810 г., было создано Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий на правах мин-ва, под контроль которого были поставлены «все предметы, относящиеся к духовенству разных иностранных религий и исповеданий, исключая судных их дел» (последние состояли в ведении Сената). Указом от 17 авг. 1810 г. был определен круг вопросов, находившихся в ведении Главного управления: строительство и упразднение церквей, контроль над состоянием имений и капиталов, брачные дела, надзор за католич. духовными семинариями и мон-рями, представление на рассмотрение императора кандидатов на епископские кафедры, назначение начальников монашеских орденов, консисторий и др. Главное управление возглавил обер-прокурор Святейшего Синода кн. А. Н. Голицын, директором исполнительного органа Главного управления (департамента) стал А. И. Тургенев, с 1813 г. одновременно бывший секретарем Российского библейского общества.
По манифесту от 24 окт. 1817 г. было учреждено объединенное Мин-во духовных дел и народного просвещения, к-рое сосредоточило контроль над всеми религиями и системой учебных заведений. В его составе был образован Департамент духовных дел, в к-рый вошли обер-прокуратура Святейшего Синода и Главное управление духовных дел иностранных исповеданий. Делами последних занимались 2-е (дела католиков), 3-е (дела униатов и армяно-григориан) и 4-е (дела протестантов, мусульман, иудеев и представителей др. религий) отд-ния. По замыслу имп. Александра I мин-во должно было способствовать пропаганде религ., в первую очередь христ. ценностей. Мин-во возглавлял Голицын, однако реально он осуществлял лишь общее наблюдение за духовными делами «иноверцев», фактически же управлял текущими делами Тургенев, ставший директором Департамента духовных дел. Разочаровавшись в деятельности громоздкого ведомства, а также учитывая недовольство существованием этого учреждения со стороны Святейшего Синода, 15 мая 1824 г. Александр I упразднил его. Были воссозданы Мин-во народного просвещения и Главное управление духовными делами иностранных исповеданий как отдельное ведомство. Министром народного просвещения и главноуправляющим духовных дел иностранных исповеданий стал А. С. Шишков. Указом от 24 авг. 1827 г. был утвержден штат Главного управления. Оно состояло из 3 отд-ний: 1-е занималось делами католиков, униатов и армяно-григориан, 2-е - протестантов, 3-е - представителей др. религий. В 1828 г. главноуправляющим был назначен гр. Д. Н. Блудов. В 1832 г., при назначении Блудова министром внутренних дел, Главное управление было преобразовано в Д. д. д. и включено в структуру Мин-ва внутренних дел. 6 авг. 1880 г. департамент был выделен из состава мин-ва в качестве отдельного ведомства, им стал по совместительству управлять министр почт и телеграфов Л. С. Маков, 16 марта 1881 г. департамент восстановлен в структуре Мин-ва внутренних дел, где пребывал до 1917 г.
В 1829-1840 гг. директором Д. д. д. был писатель-мемуарист Ф. Ф. Вигель, в 1847-1853 гг. в департаменте состоял гр. Д. А. Толстой (в 1852 и 1853 временно исполнял обязанности директора), в 1908-1911 гг. директором был этнограф А. Н. Харузин, близкий соратник П. А. Столыпина.
Функционирование департамента регламентировалось Уставом духовных дел иностранных исповеданий (1857; дополнен в 1896). В структуре Мин-ва внутренних дел Д. д. д. был одним из самых небольших подразделений (30-40 служащих). К 1917 г. в его составе находилось 7 отд-ний: 1-е ведало делами католиков (дела униатов с 1 янв. 1837 были поручены обер-прокурору Святейшего Синода), 2-е - протестантов, 3-е - сектантов, отпавших от инославных исповеданий (баптистов, меннонитов, мормонов и др.), 4-е - старообрядцев (с 1909), 5-е - мусульман, буддистов, иудеев (евреев и караимов) и язычников, 6-е - армяно-григориан, армяно-католиков и рус. католиков, 7-е вело секретные дела. В структуру Д. д. д. были также включены канцелярия, хозяйственный отдел, б-ка и архив. От департамента зависели Римско-католич. коллегия, Греко-униат. коллегия (до 1837), Генеральная евангелическо-лютеран. консистория, Оренбургское, Таврическое и 2 Закавк. духовных правления мусульман, Комиссия о вакуфах (в Симферополе) и др. руководящие органы и духовные лица различных конфессий и религий. До 1899 г. при Д. д. д. существовала Раввинская комиссия. В отличие от др. департаментов Мин-ва внутренних дел он не имел своих структур на местах и его деятельность проводилась через территориальные адм. органы. Хотя в др. ведомствах лица неправосл. исповедания могли занимать высокие посты, в Д. д. д. служили только правосл. чиновники. Лишь в качестве внештатных экспертов могли привлекаться «иноверцы». Деятельность Д. д. д. была направлена на охрану устоев Православия как гос. религии империи.
Д. д. д. разрабатывал различные законодательные вопросы, связанные с иноверцами; контролировал сношения российских католиков с Римской курией, готовил представления об определении и увольнении членов Римско-католич. коллегии, утверждавшиеся императором, назначал в католич. капитулы прелатов и каноников, открывал новые католич. епархии и приходы; утверждал руководителей и членов протестант. консисторий и мусульм. духовных правлений; разрешал правовые и имущественные вопросы евреев; вел секретную переписку о политическом положении армян, поляков, литовцев и др. Д. д. д. учреждал новые духовные должности, заведовал устройством конфессиональных округов и учебных заведений, давал распоряжения о постройке и ремонте храмов, молитвенных домов и богоугодных заведений, осуществлял надзор за доходами и расходами иноверческих орг-ций, разрешал вопросы о землевладении иностранцев, занимался духовной иноверческой цензурой. Также он вел статистику числа церквей, духовных лиц, прихожан, регулировал дела о метрикации, признании смешанных браков и разводов, принятии христианства, устанавливал праздничные дни для «иноверцев», награждал духовных лиц знаками отличия. Д. д. д. контролировал духовную жизнь ок. 20% населения России: по данным переписи 1897 г., в стране проживало почти 14 млн мусульман, 4,3 млн католиков, ок. 4 млн иудеев, 3,2 млн протестантов, 1,6 млн старообрядцев, более 300 тыс. буддистов и язычников.
После Февральской революции 1917 г. директором Д. д. д. был назначен С. А. Котляревский. При нем в департаменте шла работа по реформированию всего религиозно-гражданского законодательства. В разработке законопроектов участвовали представители религиозных организаций. В частности, в Д. д. д. было разработано постановление «О свободе совести», принятое Временным правительством 14 июля. 5 авг. 1917 г. было образовано Мин-во исповеданий, к-рому были переданы канцелярия Святейшего Синода и Д. д. д. Министром был назначен А. В. Карташёв, а Котляревский стал его товарищем. Это ведомство практически не успело сформироваться и было упразднено 25 окт. 1917 г.